Подходы к формированию цифрового портфолио обучающихся обсудили на совещании Рособрнадзора
Представители экспертного образовательного сообщества обсудили подходы к формированию цифрового портфолио обучающихся, которое в дальнейшем могло бы учитываться вузами при отборе абитуриентов. Совещание прошло в Санкт-Петербургском государственном университете по инициативе Рособрнадзора.
![Подходы к формированию цифрового портфолио обучающихся обсудили на совещании Рособрнадзора](https://media.75.ru/minobr/resources/229354/6277fb7aece8460fa80838cde24b08ed82598c5c2021-05-21_cifrovoe-portfolio-2-1024x683.jpg)
Открывая совещание, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев отметил, что та система портфолио, за которое сейчас вузы могут начислять дополнительные баллы абитуриентам, несовершенна. «Немногие вузы учитывают эти достижения при приеме. Это связано с тем, что не всегда высшие учебные заведения доверяют тем данным, которые могут предоставляться в приемную комиссию», — отметил он.
По словам Анзора Музаева, Рособрнадзор уже сейчас располагает значительным массивом данных с результатами разных оценочных процедур, но эти данные мало используются на практике. Различные данные, разрозненные и зачастую неверифицированные, есть и у других организаций. «Для вузов могут быть интересны не только баллы ЕГЭ, но общий портрет абитуриента: как он двигался по жизни, какие у него были успехи», — пояснил глава Рособрнадзора. Он добавил, что такая информация будет важна не только для приемных комиссий, но и для работодателей.
Глава Рособрнадзора подчеркнул, что ресурс «Мои успехи», где в цифровой форме могут быть аккумулированы данные о различных достижениях обучающегося, не станет заменой ЕГЭ, но поможет более разносторонне оценить обучающегося. При этом сбор информации о различных достижениям будет мотивировать школьников и студентов к участию во всех видах общественно полезной деятельности.
По словам Анзора Музаева, на первом этапе различным ведомствам нужно будет определить перечень олимпиад, соревнований и других достижений, результаты которых должны учитываться в портфолио, а также какие центры в регионах смогут эти достижения объективно оценивать. «Нужно, чтобы к результатам этой оценки с доверием относились вузы. Если этого доверия не будет, все это не будет работать», — подчеркнул он.
Руководитель Рособрнадзора добавил, что подобные нововведения должны внедряться только после апробации и общественного обсуждения.
«Основания для ведения цифрового профиля обучающегося у нас уже есть, прорабатывается нормативная база. Если мы поймем, как можно расширить этот цифровой профиль и внедрим его в систему образования, то мы решим серьезную задачу», — сказал директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения Павел Кузьмин.
По его словам, в цифровом профиле могли бы фиксироваться все достижения при освоении образовательных программ на каждом уровне образования, а также результаты допобразования и, возможно, обучение на различных онлайн-платформах. При этом необходимо будет решить вопросы верификации всех этих данных и ответственности за их внесение. Он добавил, что такое портфолио могло бы помочь формировать индивидуальную образовательную траекторию ребенка. Например, основываясь на данных портфолио, родителям могли бы рекомендовать технический кружок рядом с их домом, если их сын делает успехи в физике и математике. «Все это потребует серьезной интеграции разных онлайн- и оффлайн-сервисов», — отметил Павел Кузьмин.
Научный руководитель программы «Цифровая платформа для персонализированного образования в школе», член-корреспондент РАО Елена Казакова добавила, что данные портфолио помогут и самому обучающемуся в выборе дальнейшего жизненного пути. «По мере взросления ребенок начинает понимать ответственность за свои образовательные шаги. Достижения, зафиксированные в портфолио, для него являются сигналом для осмысления жизненного пути, профессионального выбора — это его инструмент. Ученик должен понимать свои цели и задачи. Я убеждена, что цифровое портфолио будет ключевым инструментом для решения многих задач», — сказала она.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев рассказал об опыте создания цифрового портфолио студентов университета, в котором фиксируются не только различные учебные достижения, но и внеучебная деятельность. На основе этих данных принимаются различные решения, например, о предоставлении студентам повышенной стипендии, грантов, путевок на базы отдыха. К этим данным могут обращаться и работодатели.
«Любой работодатель, получив диплом СПбГУ в руки, может через QR-код, который есть на этом дипломе, зайти в личный кабинет выпускника и увидеть там все: достижения этого студента, участвовал ли он в работе студсовета, волонтерском движении, какие оценки он получал, где проходил практику, сможет прочитать выпускную квалификационную работу и рецензию на нее. Наш выпускник сейчас оценивается работодателем исходя из огромной информации, которую мы можем ему предоставить. Точно также мы бы хотели и принимать в университет, учитывая не только баллы ЕГЭ», — сказал он.
По словам ректора, с этого года система цифрового портфолио заработает также в гимназии при университете. Он добавил, что СПбГУ готов бесплатно поделиться своей разработкой с другими вузами, заинтересованными во внедрении у себя аналогичной системы цифрового портфолио.
Пресс-службы Рособрнадзора