Материалы совета
Социальная деятельность АО «Разрез Харанорский» в 4 квартале 2018 г.
Из истории развития государственно-общественного управления образованием в Забайкальском крае (С.А.Яхина)
Государственно-общественный характер управления образованием был провозглашен как один из принципов государственной политики в области образования в Законе «Об Образовании» 1992г.
Цель государственно-общественного управления образованием -оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.
Участие общества в управлении образованием Забайкалья в виде частной благотворительности, можно отнести к середине 19в. Организующей силой благотворительности и просветительской деятельности традиционно выступали образованные слои общества. В 1871г. все учебные заведения, находящиеся в Забайкальской области, содержались, главным образом на общественные средства. Государственная система социальной помощи Сибири начала формироваться с конца 18века с создания Приказов общественного призрения. В 1874г. утверждены «Временные правила об учреждении попечительства» её императорским Величеством Государыней императрицей. Такие попечительства были созданы на территории Забайкальской области в Селенгинске, Нерчинске, Баргузине и Троцкосавске (ГАЧО, Ф10п1д.1376 Л.27).
В середине 19-начале 20вв. в Забайкалье появляются общественные благотворительные организации, которые способствовали снижению государственной социальной поддержки школ, больниц, приютов. Это выразилось в сборе средств, пожертвований в случае бедствий и на их содержание. Так, с 1810 по 1913г. в г.Чите ежегодно 23сентября проводился «Праздник фиалки». Сбор от продажи цветка поступал в пользу Мариинского детского приюта («Забайкальская Новь; №1801от 13.10.1913г.
В советский период попечительство выражалось в деятельности базовых предприятий, организации шефства организаций, общественных объединений, предприятий. В Читинской области базовые предприятия были закреплены за всеми училищами начального профессионального образования, средними школами. Все детские дома, школы – интернаты имели шефов.
В начале 21века реализация принципа государственно-общественного управления образованием получила новый импульс через различные органы общественного управления. На краевом уровне свою деятельность осуществляют краевой Комитет профсоюза работников образования и науки, Забайкальский краевой Попечительский Совет, Совет по образованию, Совет ректоров, Совет директоров ССузов, Совет руководителей учреждений НПО, краевые Советы: по модернизации образования, по опытно-экспериментальной деятельности, по социально-психологическому обеспечению образовательной деятельности, по охране здоровья, Совет молодых педагогов, общественный совет по образованию. На муниципальном уровне номенклатура органов государственно-общественного управления образованием представлена Координационными Советами при Главах администраций районов, коллегиями органов управления образованием, Советами по развитию образования, районными Комитетами отраслевого профсоюза, Советами руководителей образовательных учреждений, городскими родительскими собраниями и другими формированиями. Советы по развитию образования, Советы руководителей образовательных учреждений работают во всех муниципальных образованиях Забайкальского края.
На уровне образовательных организаций общественное самоуправление реализуется через попечительские советы (еще несколько лет назад их было только 32, сегодня более 200), советы дошкольных образовательных учреждений, управляющие советы, советы ОО.
Целенаправленная работа по развитию государственно-общественного управления на всех уровнях в крае проводится с 2004 года. Знаменательно, что именно 2004год был объявлен годом развития попечительского движения в Читинской области.
Как позитивный фактор, можно отметить, что инициатором этого движения стал областной попечительский совет, который в 2014году отметил свой десятилетний юбилей. В настоящее время областной попечительский совет реформирован в Забайкальский краевой попечительский совет. Ежегодно, по инициативе Попечительского совета проводился конкурс по подготовке образовательных организаций к началу нового учебного года, конкурс футбольных дворовых команд. Краевой попечительский совет оказывает финансовую поддержку одаренным детям, при выезде на соревнования, олимпиады, конкурсы за пределы края. Члены совета частые гости в детских домах края, оказывается адресная помощь образовательным организациям. Краевой попечительский совет координирует деятельность попечительских советов края, обобщает опыт работы отдельных попечительских советов.
Наиболее активно работа попечительских советов ведётся в г. Борзе и Борзинском районе. Практически во всех учреждениях этого района созданы попечительские Советы. Здесь существует и объединенный попечительский Совет двух учреждений: Харанорской СОШ №40 и Шерловогорского детского дома. Данный Совет вырос из Совета бригадиров (шахтеров), который как общественная форма самоуправления работает уже много лет. Здесь все классы, группы данных образовательных учреждений распределены по цехам, бригадам, участкам. По инициативе Совета бригадиров был создан Фонд Совета. За эти годы работы сделан ремонт в школе, приобретена мебель для компьютерного класса, приобретается мебель в кабинеты физики, химии, начальных классов, географии. Своими руками шахтеры сделали гардины, отремонтировали парты, спортивную площадку, спортзал. Сегодня этот совет перерос в поселковый попечительский совет. Совместно с Харанорским разрезом детям поселка подарен современный Дом детского творчества, где более 500 детей занимаются любимым делом. Интересен опыт работы попечительского Совета в Соловьёвской школе Борзинского района. Главными социальными партнёрами этого учреждения стали производственные структуры разных форм собственности. В состав попечительского Совета этого учреждения вошли: глава администрации села, начальник железнодорожной станции, председатель сельскохозяйственного предприятия, комендант заставы, начальник таможенного поста, директор заповедника «Даурский» и др., а все вместе они активно работают на развитие своей школы и воспитание подрастающего поколения.
Большая работа по организации и работе попечительских советов проводится в Читинском и Чернышевском районах. Мы понимаем, что не стоит сводить деятельность попечительских советов к форме родительского собрания, задавая лишь функции «добывания денег». Сегодня попечительские советы содействуют внедрению новаций в образовательных организациях проводят независимую экспертизу уровня и качества подготовки выпускников, предлагают приоритетные направления для использования внебюджетных средств, их аудиторскую проверку, оказывают содействие в трудоустройстве детей. Опыт работы с общественностью широко освещается на страницах местных газет, выпускается собственная газета «Попечитель Забайкалья».
В течение последних 10лет в школах края создаются, наделяются широким кругом полномочий, активно включаются в решение значимых вопросов функционирования и модернизации образовательных учреждений органы коллегиального управления с участием родителей и представителей местного сообщества -Управляющие советы, Советы образовательных учреждений, наделенные управленческими полномочиями.
При этом потенциал участия общественности в управлении образованием реализован еще не полностью, в т.ч. в связи с тем, что не достаточно сформировалось представление о наиболее эффективной модели государственно-общественного управления. На практике мы имеем различные варианты формирования органов, определения состава их полномочий, организации работы. Во всех школах Агинского автономного округа действуют Управляющие советы, наделенные реальными полномочиями. Активно включились в процесс создания управляющих советов школы г.Краснокаменска, г.Читы, Петровск-Забайкальского, Оловянинского и Приаргунского районов.
Набирают обороты и создание профессиональных объединений педагогов.
Создана ассоциация творчески работающих педагогов (г.Чита), ассоциация социологов, логопедов и т.д. Большую работу по развитию образования в крае проводит общественная организация – Педагогическое общество. Все это говорит о том, что в крае формируются реальные институты демократического управления.
За этот период в крае проведено две региональные и две международные конференции по заявленной проблеме. Научно-практические конференции по проблемам государственно-общественного управления в системе образования (проведенные в 2004 и 2007), обобщили опыт работы школ области по вопросам развития управляющих и попечительских Советов, организации социального партнёрства. В апреле 2011г. в г. Чите прошла региональная конференция «Развитие государственно-общественного управления образованием в Забайкальском крае».
Задачи конференции:
- презентация лучших практик общественного участия в формировании и реализации политики в сфере образования;
- формирование региональной сети в сфере государственно-общественного управления образованием для обмена инновационным опытом;
- создание банка данных лучших практик.
На конференции обсуждались следующие вопросы:
- место государственно-общественного управления образованием в реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
- определение механизмов общественного участия в повышении качества образования.
Работа на конференции была организована в формате экспертных выступлений, площадок по обмену опытом, дискуссионных площадок.
Участники конференции отмечают, что в Забайкальском крае продолжается формирование механизмов, обеспечивающих включение общества в управление образовательными системами различного уровня (на уровне образовательного учреждения, на муниципальном уровне, на уровне региона) через создание и работу попечительских и управляющих советов, новые формы с родителями, активную работу по самоуправлению учащихся, различные формы публичной отчетности.
Особое направление деятельности - общественное наблюдение, т.е. участие представителей органов управления образовательных учреждений, представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в деятельности образовательных учреждений, аккредитационных, конфликтных и иных комиссий, создаваемых Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и муниципальными органами управления образованием.
Существенную значимость деятельность государственно-общественных, общественных органов управления приобрела в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование». Повышается роль общественных объединений, институтов в проведении экспертизы материалов, представляемых образовательными организациями, педагогами. Так, для проведения экспертизы конкурсных материалов на краевом уровне привлекались следующие общественные институты:
- Забайкальский университетский комплекс;
- общественная организация «Забота и Надежда»;
- Забайкальский краевой попечительский Совет;
- Забайкальская краевая организация профсоюза работников народного образования и науки;
- краевой Союз журналистов.
Все это позволяет провести действительно общественную, независимую экспертизу представленных материалов, обеспечив её объективность, гласность, открытость.Эта работа продолжается по экспертизе материалов представленных учителями края на грант. Сотрудниками института развития образования Забайкальского края разработана программа обучения общественных экспертов.
Стратегические линии работы в данном направлении были заложены в региональном комплексном проекте модернизации образования (раздел 5), в котором определены пути совершенствования нормативно-правовой базы, план действий на региональном и муниципальном уровнях по дальнейшей демократизации управления. В рамках первого этапа РКПМО вопросы организации деятельности управляющих Советов, подготовки ежегодных публичных докладов рассматривались на зональных семинарах, через систему которых прошли свыше 30 управленческих команд (180участников). Эта работа продолжалась на выездных кустовых проектных семинарах, семинарах на базе отдельных школ, во время проведения фокус – групп, круглых столах и т.д., проводимых членами стратегической команды.
Кроме того, членами стратегической команды реализации РКПМО по данному направлению разработаны и утверждены (приказом Министра образования Забайкальского края №48 от 2.10. 2008 г).
следующие документы:
- «Положение о Совете общеобразовательного учреждения»;
- «Положение о Публичном докладе ОУ»;
- «Методические рекомендации по внесению изменений в Устав ОУ».
На этапе становления РКПМО, во время реализации основных направлений, особенно новой системы оплаты труда, появилось опасение, что вся работа вновь созданных советов будет сведена только к распределению стимулирующей надбавки. Однако постепенно, вновь созданные советы ОУ, управляющие советы стали занимать активную позицию во внутришкольном управлении. Результаты электронного экспертного опроса руководителей ОУ по направлению «Государственное общественное управление», проведенного специалистами центра модернизации образования позволяют сделать вывод о том, что в школах, на данном этапе отрабатывается содержание деятельности Советов. В состав советов входят представители педагогических коллективов, родительской общественности, учащихся, профсоюзных организаций, учредителей, достаточно широко представлен состав кооптированных членов: предприниматели, ветераны, депутаты местного самоуправления, выпускники школ, главы местных поселений, представители СМИ, священнослужители.
Участие общества в управлении образованием, привлечение различных социальных групп к управлению системой образования требует адекватного информационного обеспечения. Для достижения нового качества диалога общества и системы образования на всех ее уровнях необходимо обеспечить регулярное информирование всех заинтересованных сторон, используя объективные сопоставимые данные о состоянии и результатах деятельности региональной системы.
Поэтому, важнейшим направлением работы стало информационное обеспечение данного направления работы. Созданы банки данных (методологические, информационные материалы, нормативные документы, электронные информационные ресурсы). В журналах «Вестник образования Забайкалья» и «Педагогическое обозрение» введены рубрики «Государственно-общественное управление», где публикуется лучший опыт школ региона по развитию системы государственно-общественного управления в образовательных организациях. В крае подготовлено и выпущено 4 спецвыпуска сборников (Государственно-общественное управление образованием-2004г, Расширение общественного участия в управлении образованием-2009г, Апробация модели Управляющего совета в МОУ СОШ №30г.Читы-2010г., Государственно-общественное управление в ОУ ЗК).
С целью расширения знаний по данному вопросу у общественных управляющих, руководителей ОУ, специалистов МОУО разработан библиографический список литературы для самостоятельного изучения проблем ГОУО в режиме самообразования руководителей ОУ, педагогов, специалистов МОУО.
Ежегодно специалистами Забайкальского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (а сегодня ИРО ЗК) совместно с Забайкальским краевым попечительским Советом проводятся семинары по обучению председателей и членов попечительских Советов образовательных учреждений, членов управляющих советов.
С 2009 года проводились краевые конкурсы публичных докладов муниципальных образовательных систем, образовательных организаций (в течение трех лет). И если целью первого конкурса была апробация на региональном уровне методики подготовки и публикации ежегодных докладов о состоянии и результатах деятельности системы образования на муниципальном уровне, на уровне ОО, что способствовало повышению открытости системы образования, вовлечению в диалог о направлениях развития систем образования различных социальных и профессиональных групп. То сегодня мы говорим о создании единой методологической базы для расчета показателей, позволяющей проводить корректные сопоставления муниципальных образовательных систем, ОО. В дальнейшем мы планируем проводить работу по оценке самообследования (публичных отчетов школ, МОУО) через сайты организаций. Несмотря на то, что сегодня существуют сайты во всех ОО края, работа с ними предстоит еще большая, по оформлению, дизайну, по своевременному обновлению сайтов.
В 2010г. Забайкальский край вошел в реализацию федерального проекта №Ф -144 «Создание федеральной сети подготовки участников органов общественно-государственного управления в образовательных учреждениях, информационного и консультационного сопровождения их деятельности» и стал федеральной экспериментальной площадкой по данному направлению.
Мощным импульсом для развития государственно-общественного управления явилась Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015г.
В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования в 2011-2013 приказом МОН и МП Забайкальского края № 744 от 19 сентября 2011 года определены сначала 24 региональные базовые площадки (БОП), реализующие основные направления Нашей Новой Школы. ИЗ них- 6 БОП по государственно-общественному управлению. В 2014году еще 14образовательных организаций определены как региональные базовые опорные площадки. Несмотря на то, что проведение стажировок сравнительно новая форма повышения квалификации, результаты проведенных стажировок показали, что данным ОО (Краевая гимназия-интернат, краевая кадетская школа, Шерловогорский дом детского творчества, школы №30, №47, 49 г.Читы, Шишкинская школа Читинского района, школы Агинского округа ) есть чему поучить не только руководителей Забайкальского края, но и других регионов России.
В рамках ФЦПРО с 2011года на территории края проводится большая просветительская работа по данному направлению работниками Федерального института развития образования, проектировочные семинары совместно со специалистами АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика».
В настоящее время вопросам качества образования его независимой оценки уделено очень большое внимание в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе РФ «Развитие образования на 2013–2020 годы» (постановление Правительства РФ от 22.11.2012 г. № 2148-р), Правилах формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (далее — Правила) (утверждены постановлением Правительства РФ от 30 марта 2013 г. № 286) и других нормативных правовых актах.
Эти вопросы прорабатывются и на региональном уровне совместно со специалистами АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика» во время проектных семинаров, где через базовые опорные площадки определяются разные модели участия общественности в независимой оценке качества образования, разрабатывается региональная модель независимой оценки качества образования. Курируется эта работа краевым общественным советом по образованию.
В целом, проводимые научно-практические региональные и международные конференции, семинары, мастер-классы, круглые столы, выставки, консультации, обобщение и распространение инновационного опыта направлены на решение актуальнейших проблем развития государственно-общественного управления образованием и способствуют росту профессионального мастерства общественности, педагогических и руководящих работников.
Широкому развитию практики общественного участия в управлении образованием, как показывает опыт, способствует:
- понимание реальных полномочий созданных советов представителями общественности;
- заинтересованность общества проблемами образования;
- проработанность нормативной базы в образовательных организациях.
Однако, необходимо отметить еще как недостаточную, работу по данному направлению на уровне муниципальных органов управления образованием.
Именно работу на уровне муниципальных органов управления, вообще муниципалитетов, необходимо активизировать на современном этапе. Результаты краевого конкурса публичных докладов муниципальных образовательных систем показали недостаточное сопровождение этого направления на муниципальном уровне. Хотя в ряде территорий края в Чите, в Тунгокоченском, в Борзинском, Читинском, Чернышевском, Приаргунском районах, в г.Краснокаменске эта работа ведется достаточно активно.
Таким образом, содержание государственно-общественного управления образованием, судя по тому, что происходит в нашем крае, становится не декларативным заказом, а необходимостью, отвечающей требованиям жизни. А принцип демократического характера управления образованием в Забайкальском крае постепенно воплощается в жизнь.
Все перечисленное выше, позволяет говорить о том, что за последние годы мы значительно продвинулись в решении задач государственно-общественного управления образованием.
Другой важный вывод – наши учреждения, и вся система образования Забайкальского края становится более открытой, социально направленной.