TALIS: Российские учителя меньше подвержены стрессу, чем их коллеги из стран ОЭСР
Наличие стресса на работе констатирует в два раза меньше российских учителей, чем среди их коллег из стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В общей сложности 18% российских педагогов отметили, что в той или иной степени подвержены стрессу на работе. В то же время каждый десятый российский учитель сообщает о высоком уровне стресса.
Основными факторами стресса для учителей, как в России, так и в других странах, являются меняющиеся требования органов власти в сфере образования, административная нагрузка, чувство ответственности за образовательные результаты школьников, свидетельствуют данные второй части отчета по результатам Международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018 (Teaching and Learning International Survey), обнародованные сегодня ОЭСР.
Данное исследование представляет собой компьютеризированный опрос школьных учителей и директоров с целью сбора данных о педагогических, методических и социальных процессах, происходящих внутри школ. Исследование дает возможность увидеть образовательную систему глазами представителей школьного сообщества.
Опрос 2018 года – это третий цикл исследования TALIS, первый цикл состоялся в 2008 году, второй – в 2013 году. Россия принимает участие в исследовании с его начала. Участниками TALIS-2018 стали 48 стран. В выборку исследования вошли более 4000 учителей из 230 школ 14 субъектов РФ и директора этих школ.
По данным исследования, российские педагоги спокойнее относятся к решению дисциплинарных вопросов и общению с родителями, по сравнению с коллегами из стран ОЭСР. При этом не все учителя успевают полностью восстанавливать силы в свободное время – больше половины российских учителей считает, что работа в той или иной мере отнимает у них время на личную жизнь.
Российские учителя моложе 35 и старше 45 лет чаще других задумываются об изменениях в карьере. «Данные исследования дают возможность предположить, что учительство в России готово к внедрению системы учительского роста. Учителя ориентированы на карьеру, они готовы делиться опытом (после 45 лет) или планируют удовлетворить свои карьерные амбиции (до 35 лет)», - говорится в отчете.
Педагоги в России доверяют своим коллегам и могут рассчитывать на их помощь в случае необходимости. «Российские учителя несколько чаще других заявляют, что могут положиться на коллегу, и больше других готовы сотрудничать. Эта традиционная ценность российской школы остается неизменной с предыдущего цикла исследования», - отмечается в отчете.Российские учителя чаще других делятся с коллегами мнениями об учебных успехах их подопечных, но несколько реже обмениваются учебными материалами друг с другом и посещают профильные конференции. При этом учителя сообщают, что крайне редко совместно ведут уроки. Между тем в ряде стран-лидеров по результатам международного исследования PISA совместное преподавание встречается в 3-5 раз чаще, чем в России.
Практически все учителя сообщают, что подвергаются внутренней оценке, при этом в роли проверяющих выступает администрация или школьная управленческая команда. В каждой второй школе заявляют, что ее учителей оценивают внешние эксперты. Практически каждый российский учитель получает обратную связь и признает ее пользу для развития своих методических и предметных компетенций.
Молодые педагоги в России имеют бессрочный трудовой договор с начала работы в школе. «С одной стороны подобная особенность является благом российской образовательной системы, так как карьера учителя является надежным выбором молодого специалиста; однако с другой стороны, это может несколько снизить мотивацию к развитию молодого педагога. Например, почти половина молодых педагогов в ОЭСР имеют срочные контракты, в Шанхае только треть всех педагогов имеет бессрочный договор», - говорится в отчете.
«Доучивание» на рабочем месте является характерной чертой отечественной системы образования. В то время как некоторые страны-лидеры PISA готовы избавиться от учителя, показывающего низкие результаты, в отечественной практике больше распространен «индивидуальный план» работы по улучшению результатов отдельных педагогов. Российские учителя, в целом, готовы учиться на практике и друг у друга.
Директора российских школ не только занимаются решением вопросов найма сотрудников, распределения бюджета организации, но и вовлечены в работу с контингентом: занимаются отбором и оценкой результатов обучающихся и деятельности учителей, общаются с родителями. В 9 из 10 российских школ есть управленческая команда, формирующая решения касательно фундаментальных аспектов жизни школы. «Формирование и дальнейшее развитие управленческих команд может способствовать повышению качества образования за счет включения большего количества специалистов в процессы управления школой и повышения тем самым качества принимаемых решений», - отмечается в отчете по результатам TALIS-2018.
С полной версией второй части национального отчета по результатам TALIS-2018 можно ознакомиться на сайте Федерального института оценки качества образования. Первая часть отчета по результатам TALIS-2018 была опубликована в июне 2019 года.