Библиотекарь
Общая характеристика профессии
Библиотекарь - это уникальная профессия, существовавшая испокон веков и довольно распространённая на современном этапе развития науки и техники. Как бы далеко не шагнул прогресс, ни одна технически модифицированная программа не может заменить столь привычного специалиста в области художественной, научно-популярной и специальной литературы.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Профессия библиотекаря подразумевает частое и непосредственное общение с самыми разными людьми, поэтому работник библиотеки, в первую очередь, должен быть вежливым, толерантным и коммуникабельным. Не менее важным в работе библиотекаря является опрятный внешний вид и грамотная речь. Кроме того, специфика работы требует от библиотекаря наличия таких личностных качеств, как:
хорошая память – помогает легко ориентироваться в лабиринте стеллажей и книжных полок;
внимательность и кропотливость – незаменимы при составлении каталогов и картотек;
аккуратность и ответственность – необходимы при работе с редкими изданиями из библиотечных архивов.
Необходимо также отметить, что поскольку в современных библиотеках активно внедряются компьютерные технологии (в том числе, оцифровывание библиотечных фондов и каталогов) сегодня библиотекарь должен ко всему прочему обладать еще и склонностью к саморазвитию и освоению новых навыков и инструментов библиотечного дела.
Медицинские противопоказания
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе библиотекарем, относятся:
- судороги, потеря сознания;
- некорректируемое снижение остроты зрения;
- нарушение цветоразличения, бинокулярного зрения;
- расстройства слуха;
- вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия;
- расстройства координации движений.
При наличии этих заболеваний работа по профессии геодезиста может приводить к ухудшению здоровья, а также создавать непреодолимые препятствия для освоения и роста в рамках этой профессии.
Требования к профессиональной подготовке
Библиотекарь должен обладать профессиональными компетенциями:
- комплектовать, обрабатывать, учитывать библиотечный фонд и осуществлять его сохранность;
- проводить аналитико-синтетическую обработку документов в традиционных и автоматизированных технологиях, организовывать и вести справочно-библиографический аппарат библиотеки;
- обслуживать пользователей библиотек, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий;
- организовывать, планировать, контролировать и анализировать работу коллектива исполнителей, принимать управленческие решения;
- планировать, организовывать и обеспечивать эффективность функционирования библиотеки (информационных центров) в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды;
- осуществлять контроль за библиотечными технологическими процессами;
- выявлять и внедрять инновационные технологии, применять знание принципов организации труда в работе библиотеки;
- соблюдать этические и правовые нормы в сфере профессиональной деятельности;
- создавать условия для реализации творческих возможностей пользователей, повышать их образовательный, профессиональный уровень информационный культуры;
- обеспечивать дифференцированное библиотечное обслуживание пользователей библиотеки;
- реализовывать досуговые и воспитательные функции библиотеки;
- приобщать пользователей библиотеки к национальным и региональным традициям;
- владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией;
- использовать прикладное программное обеспечение в формировании библиотечных фондов и информационно-поисковых систем, в библиотечном и информационном обслуживании;
- использовать базы данных;
- использовать Интернет-технологии
На каких профессиях и специальностях учиться?
51.02.03 Библиотековедение (заочное обучение).
Базовое образование и срок обучения
По программам подготовки специалистов среднего звена:
Среднее общее образование – 2 года 10 месяцев.
Где учиться?
ГПОУ «Забайкальское краевое училище (техникум) культуры».
Область применения
Библиотекари могут работать в государственных библиотеках, библиотеках высших и средних учебных заведений, библиотеках школ, медиа-центрах. На многих предприятиях существуют собственные библиотеки, для работы в которых также требуются высококвалифицированные специалисты.