Мастер производственного обучения
Общая характеристика профессии
Мастер производственного обучения проводит практические занятия и учебно-производственные работы по профессиональному обучению, участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, готовит их к выполнению квалификационных работ и к сдаче экзаменов. Он подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу. Он заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментом, материалами, запасными частями и средствами обучения. Он организует выполнение практических работ, в том числе по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению.
Мастер производственного обучения участвует в заключении договоров с предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами о проведении учебной практики и осуществляет контроль за их выполнением. Он участвует в работе предметных (цикловых) комиссий, конференций, семинаров. Он привлекает обучающихся к техническому творчеству, способствует установлению нравственно здоровых отношений в среде обучающихся. Мастер производственного обучения обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве мастера производственного обучения необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств: интерес к физике; интерес к технологиям; владение основами педагогического мастерства; точная мелкая моторика (ловкость и координация движений); выраженная склонность к работе в сфере общения; выраженная склонность к работе с техникой (для большинства профессий); склонность к управленческой работе; склонность к работе с информацией; активность и физическая подвижность; эмоциональная устойчивость.
Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для мастера производственного обучения:
- снижение остроты зрения и слуха;
- выраженные дефекты речи;
- вирусоносительство;
- хронические заболевания, вызывающие нарушение памяти, внимания;
- заболевания опорно-двигательной системы;
- наличие алкогольной или наркотической зависимости;
- нервно-психические заболевания.
При наличии этих заболеваний работа по профессии кассира может приводить к ухудшению здоровья, а также создавать непреодолимые препятствия для освоения и роста в рамках этой профессии.
Требования к профессиональной подготовке
Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.) должен обладать профессиональными компетенциями:
- определять цели и задачи, планировать занятия;
- обеспечивать материально-техническое оснащение занятий, включая проверку безопасности оборудования, подготовку необходимых объектов труда и рабочих мест обучающихся, создание условий складирования;
- проводить лабораторно-практические занятия в аудиториях, учебно-производственных мастерских и в организациях;
- организовывать все виды практики обучающихся в учебно-производственных мастерских и на производстве;
- осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся;
- анализировать занятия и организацию практики обучающихся;
- вести документацию, обеспечивающую учебно-производственный процесс;
- проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты;
- определять цели и задачи, планировать деятельность по педагогическому сопровождению группы обучающихся;
- организовывать различные виды внеурочной деятельности и общения обучающихся;
- осуществлять педагогическую поддержку формирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ;
- обеспечивать взаимодействие членов педагогического коллектива, родителей (лиц, их заменяющих), представителей администрации при решении задач обучения и воспитания;
- разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных;
- систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области среднего профессионального образования и профессионального обучения на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов;
- оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений;
- участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области среднего профессионального образования и профессионального обучения;
- участвовать в планировании деятельности первичного структурного подразделения;
- участвовать в разработке и внедрении технологических процессов;
- разрабатывать и оформлять техническую и технологическую документацию;
- обеспечивать соблюдение технологической и производственной дисциплины;
- обеспечивать соблюдение техники безопасности.
На каких профессиях и специальностях учиться?
44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)"
Базовое образование и срок обучения
Основное общее образование – 4 года 10 месяцев.
Среднее общее образование – 3 года 10 месяцев.
Где учиться?
ГПОУ «Забайкальский государственный колледж».
Области применения
Мастера производственного обучения работают в сфере образования. Они востребованы в следующих направлениях:
- в учреждениях среднего профессионального образования (профессиональных лицеях, училищах, колледжах);
- на учебно-производственных комбинатах;
- на станциях технического творчества;
- в школьных мастерских и кабинетах труда;
- в центрах досуга;
- в учебных центрах, на курсах профессионального обучения;
- на автопредприятиях;
- на предприятиях швейной, пищевой, химической промышленности;
- на производстве.