Официант
Общая характеристика профессии
Официант - работник предприятий общественного питания, обслуживающий посетителей в ресторанах, кафе. Квалифицированный официант – ключевая фигура в любом заведении общественного питания. Он выступает в роли радушного и гостеприимного хозяина: встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает заказ. В его обязанности входит сервировка стола, прием заказов от посетителей и быстрое их выполнение, расчет с гостями, сбор посуды. Однако это далеко не всё. Он должен иметь презентабельную внешность, соблюдать правила гигиены, стильно носить тарелки и бокалы, содержать рабочую зону в порядке, правильно и грамотно общаться с клиентами, создавая располагающую обстановку за столиком. Официант хорошо разбирается в блюдах своего ресторана и может посоветовать, какое вино подойдет к выбранному кушанью.
Образцового официанта характеризуют два основных правила:
1) на столе у его клиентов не бывает ничего лишнего и есть все, что необходимо;
2) он продает то, что выгодно ресторану.
По оценкам экспертов, если пища в ресторане отлично приготовлена, но обслуживание окажется не на высоте, 90 % клиентов отрицательно оценят этот ресторан. Если же качество пищи среднее и при этом обслуживание отличное, в 80% случаев ресторан получит положительную оценку.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве официанта необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств: хорошая зрительная память (особенно на лица), большой объем кратковременной памяти, презентабельная внешность, позитивное принятие посетителей, себя и своего заведения; выраженная склонность к сервисной работе; склонность к работе в сфере общения; склонность к ручному труду; лексические способности; активность и физическая подвижность; способность к концентрации внимания; высокая эмоциональная устойчивость.
Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для официанта:
- инфекционные заболевания,
- сильные дефекты речи,
- снижение остроты зрения и слуха,
- нарушения координации движений,
- слабый вестибулярный аппарат,
- выраженное плоскостопие,
- выраженные дефекты внешности,
- хронические заболевания, вызывающие нарушение внимания, кратковременной памяти
- наличие зависимостей (алкогольной, наркотической),
- нервно-психические заболевания.
Требования к профессиональной подготовке
Квалифицированный официант должен иметь профессиональные познания в гастрономии, в винах, а также знать: ассортимент своего заведения; технику обслуживания клиентов; правила сервировки стола; этикет; товароведение; кулинарию; психологию.
Официант должен обладать профессиональными компетенциями:
- выполнять подготовку залов к обслуживанию в соответствии с его характером, типом и классом организации общественного питания;
- обслуживать потребителей организаций общественного питания всех форм собственности, различных видов, типов и классов;
- обслуживать массовые банкетные мероприятия;
- обслуживать потребителей при использовании специальных форм организации питания.
На каких профессиях и специальностях учиться?
43.01.01. Официант, бармен
Базовое образование и срок обучения
Среднее общее образование – 10 месяцев.
Где учиться?
ГПОУ «Читинское торгово-кулинарное училище».
Области применения
Официанты работают в сфере услуг, на многочисленных предприятиях сектора общественного питания:
- в кафе,
- в барах,
- в ресторанах.